12 июня православные празднуют День Святой ТроицыВ
этом празднике смогли ужиться
православные традиции и
языческие обряды.
В
воскресенье 12 июня
– Троица,
пятидесятый день после Пасхи, праздник
в честь Отца и
Сына и Святого
Духа. Другие его названия
– День святой
Троицы, День сошествия Святого Духа,
Пятидесятница.
По
преданию, в этот
день совершилось сошествие Святого
Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все
вместе с Божьей матерью в Иерусалиме
через десять дней после Вознесения
Иисуса Христа на небо, чтобы отметить
праздник Пятидесятницы. Внезапно
раздался шум с неба,
как бы от
сильного ветра. «И явились им
разделяющие языки, как бы огненные, и
почили по одному на каждом из них». С
этого момента апостолы начали
говорить на разных
языках. Многоязычие было ниспослано
для того, чтобы
они могли проповедовать христианское
учение среди различных народов.
По
народному календарю Троицын день
можно с полным
основанием назвать зелёными святками.
В этот день
прихожане выстаивали в
церквях обедни с
букетами луговых цветов или
ветками деревьев, дома украшались
берёзками.
Полевые цветы, побывавшие в
церкви, засушивали и
хранили за иконами
для разных
надобностей: их клали
под свежее сено
и в
житницу, чтобы не
водились мыши, в
норы на грядах
от землероек и
на чердак,
чтобы уберечь жилище от
пожара. Деревца (в
основном, берёзовые) возили на
деревенские улицы целыми возами и
украшали ими не
только двери, но
и косяки окон,
а особенно церковь,
пол которой усыпали свежей травой
(всякий, выходя из
церкви, старался захватить её из-под
ног, чтобы примешать к
сену, вскипятить с
водой и пить
как целебную). Из
листьев деревьев, стоявших в
церкви, некоторые вили венки и
клали их в
горшки при
выращивании рассады капусты. После
посещения храма остальную часть
воскресенья проводили в
лесу, возле берёз.
Таковы
обычаи, пришедшие к
нам из далёкой
старины. И если
церковные каноны, связанные с
Троицей, остаются неизменными, то
об обычаях
этого не скажешь.
Многие забыты или
видоизменились. Но
осталась всенародная любовь к
празднику. Именно он служил своего
рода отправной точкой многих дел, к
которым полагалось приступать
только после троицына дня.
Уже
сказано было про чуть
ли не главный атрибут праздника
– берёзу,
окружённую на Руси
особой любовью. В поверьях русского
народа берёза выступала как счастливое
дерево, приносящее добро, оберегающее
от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни.
Берёзовые ветки не выбрасывали после
гуляний, они шли на
веники. И по
сей день любой опытный парильщик
вам расскажет, что к заготовке берёзовых
веников как раз и приступают после
Троицы. Правда, если праздник приходится
на более ранние
числа, скажем, на конец
мая, стоит вспомнить, что в
Подмосковье часто бывают затяжные
весенние холода, зелень набирает силу
медленнее обычного, тогда некоторое
запаздывание с заготовкой веников
вполне оправданно.
Стоит
соблюдать и ещё
одно правило: ветки режут с
берёз обычных, не
плакучих разновидностей. Последними
не напаришься,
только исхлещешь себя попусту. Опять
же, веточки должны быть вызревшими,
как минимум,
прошлогоднего прироста. Ну а
те, что ни
по каким
критериям для банного
веника не подходят,
опять не в
пропажу, в деревнях
они идут на корм
мелкому рогатому скоту, кроликам,
заготавливаются как
источник витаминов для
домашней птицы.
Только
после Троицы сеют чёрную редьку. Народ
давно заметил, что
стоит с делом
этим поторопиться, всходы быстро уйдут
в цвет, а
если корнеплод и
завяжется, то
вырастет мелким, с
одревесневшей поверхностью. Дайконы
тоже сажать стоит после Троицы по
тем же причинам.
Для
справки:
На
Руси Троица праздновалась в
воскресенье после языческого
праздника Семика, начинавшегося в
четверг. В течение
столетий древние обряды семицкой недели
постепенно переносились на
Троицу, которая впитала в
себя всю обрядность Семика. Основными
составляющими празднеств Семика-Троицы
были ритуалы, связанные с
культом растительности, девичьи
гулянья, поминание умерших.
Фото: О. Кудиновой